Мелодии и ритмы мозга: что нейронауки говорят о музыке

Следующие музыканты не вошли в "Топ-10", но их отдельно отметил "Total Guitar" :

Walls of Jericho

Walls of Jericho играют по-настоящему тяжелый, агрессивный металкор, максимально близкий к изначальному определению жанра — смесь метала и хардкор-панка. Причем хардкор в их музыке явно перевешивает, хотя и грубоватой мелодичности она не лишена.

Группа основана в Детройте и с перерывами рубит на сцене с 1998 года. На вокале с самого основания — крайне эффектная женщина Кэндес Каксалэйн, не просто рок-дива, а настоящая валькирия. Она выдает сатанинский, по-хорошему пугающий экстрим-вокал — от глубокого гроула до сырых, надрывных эмо-выкриков. Идеальный хардкор-вокал. Да и сама она выглядит как собирательный образ хардкор-вокалиста — покрытая татуировками, накачанная рыжая бестия, из которой буквально рвется энергия и агрессия. При этом в жизни Кэндес — приятная, скромная женщина, жена и мать. Говорю же — метал для всех!

Группы, играющие самые экстремальные формы метала с женским вокалом — сегодня уже не редкость и это круто. Walls of Jericho, на мой вкус — просто самый яркий и дикий пример, но есть и другие. Тут можно вспомнить и Once Human, основанную бывшим гитаристом Machine Head с певицей Лорен Харт; и молодую немецкую группу Null Positiv с приятно-грубым пением Элли Берлин; и прогрессивных Periphery-подобных пост-хардкорщиков Red Handed Denial; и русскую группу Core of Dying Earth, и много кого еще.

Происходящее в голове у музыкантов

Когда компания музыкантов собирается для совместной игры, они поддаются влиянию друг друга, оказываясь в «клетке», и у них синхронизируется ритм головного мозга. Для того чтобы проверить, как действует музыка на мозг человека, ученые провели небольшой тест, собрав 24 музыканта. Когда они начали совместно исполнять определенную композицию, было обнаружено сходство мозговой активности. Наукой доказано, что наличие музыкального умения имеет связь со слуховым восприятием человека и памятью. Кроме того, мозговая активность музыканта зависит и видоизменяется в зависимости от того, на каком инструменте он играет.

Читайте также:  PS Plus – полный обзор и ответы на вопросы

Для духовых приборов используются рот и язык, для клавишных и струнных обычно требуется работа ног и рук. Ученым из лондонского колледжа удалось выяснить, что подобный эффект может сохраняться даже при прослушивании треков.

Происходящее в голове у музыкантов

Стоит отметить, что функции мозга у музыкантов удивляют даже ученых. Так, у джазового исполнителя Пэта Мартино было удалено более 50% лобной доли мозга, что свидетельствовало о невозможности игры на гитаре и частичной потере памяти. Также он стал достаточно медлительным. Тем не менее, уже через несколько лет Пэт продолжил играть на музыкальном инструменте, завоевывая новые награды. Удивительно, но при помощи музыки можно восстанавливать физическое состояние.

Рок-аккорды, пауэр-аккорды, квинт-аккорды

Эти аккорды включают в себя 2 ноты, которые необходимо играть одновременно:

  1. Основной тон
  2. Квинтовый тон

Эти аккорды получили большую популярность у рок и металл гитаристов по следующим причинам:

  • Они звучат особенно хорошо с перегрузом (distortion/gain).
  • Они весьма универсальны, так как не включают в себя большую или малую терцию, которая и придаёт аккорду мажорную или минорную окраску. Окраска достигается за счёт движения по гамме или диатонического лада, который вы используете.
  • Они позволяют быстрее переходить на следующий аккорд, а так же играть быстрее из-за своей простой аппликатуры (зажимаются всего двумя пальцами).

Ниже я приведу аппликатуры самых простых пауэр-аккордов:

  E   A   D  G   B   E    E   A  D  G    B   E   E   A    D  G   B   E

Как вы можете видеть я привёл аппликатуры пауэр-аккордов на 6 и 5 струне, 5 и 4 струне и 4 и 3 струне. Данные аппликатуры можно брать от любой ноты на грифе гитары и они буду «правильными», главное соблюдайте аппликатуру на каждой паре струн.

Так же можно в представленные выше аппликатуры можно добавить ещё одну ноту и тем самым «утяжелить» звучание аккорда (эта дополнительная нота просто дублирует основной тон):

Читайте также:  Ошибка CE-39935-9 на PS4 — решение
   E   A   D  G   B   E   E   A   D  G   B   E  E   A   D  G   B   E

Если вы возьмёте за основной тон 6 струну на 1 ладу и построите рок-аккорд, то он будет иметь следующее обозначение F5 (Фа-квинт-аккорд). Если вы изучая новую песню увидите обозначение F5, G5, A5 и т.д, то знайте, что перед вами пауэр-аккорд.

Зачем нужен метроном?

Метрономами пользуются как новички в мире музыки, так и профессионалы, которые в своей деятельности уже попробовали самые разные устройства.

Прибор выполняет много полезных функций:

  • Устойчивый и равномерный удар создает необходимый темп;
  • Определяет, когда нужно ускориться или замедлиться во время игры на инструменте;
  • Способствует выработке у музыканта собственного чувства ритма .

Помимо пользы для музыкантов, метроном используется в практике чтения, зарядке и других физических упражнениях, медитации (помогает сконцентрироваться) и танцах (держать ритм). Ритмичные и точные звуки позволят и просто сконцентрировать внимание.

Сформируют чувство ритма и такта. Танцоры часто применяют прибор в репетициях, для контроля за ритмом. В медитациях прибор позволяет сконцентрироваться на своих чувствах и внутренне расслабиться.

Пол Гилберт

Видео с официального ютуб-канала Paul Gilbert

Пол Гилберт – американский гитарист-виртуоз, известный работой в группах Racer X, Mr. Big, а также своими сольными инструментальными альбомами. В 2007 году в рамках тура G3 он выступал вместе с Джо Сатриани и Джоном Петруччи.

Гилберт пишет и исполняет музыку в широком спектре жанров – поп, рок, блюз, джаз, метал, фанк и даже классическая музыка, а больше всего он известен своим скоростным стилем игры. В числе тех, кто больше всего повлиял на него, Пол отметил множество различных людей: Рэнди Роадса, Эдди Ван Халена, Ингви Мальмстина, Джона Джей Кирби, Тони Айомми, Алекса Лайфсона, Джимми Пейджа, Робина Тровера, Ричи Блэкмора, Пэта Треверса, Гэри Мура, Михаэля Шенкера, Judas Priest, Акиру Такасаки, Стива Кларка, Джими Хендрикса, Kiss и The Ramones. Особо он выделил в числе своих любимых гитаристов Джорджа Харрисона.

У Пола Гилберта особое мировоззрение, он рекомендует рассматривать интервалы как цвета:

"В последнее время я импровизировал и обнаружил, что очень важно знать язык интервалов, который является соотношением между каждой нотой. Если вы посмотрите на шкалу пентатоники, важно понять, как каждая из них соотносится с вашим ключевым центром. Выясните, где на грифе находятся ваши "третьи лица"; не думайте о них как о ноте "До" или о чем-то еще – считайте их своими второстепенными третьими лицами.Они становятся вашими цветами, и вскоре вы обнаружите, что это ваш "синий", вот ваш "желтый" и так далее. Импровизация так важна для создания мелодий. Для гитаристов – плохая привычка просто играть гаммы по порядку; намного круче слушать мелодии с большими интервалами.Хорошим примером этого может служить гитарное соло The Beatles в песне "Birthday": первые две ноты разнесены на 5-ю позицию. Я бы никогда не подумал об этом через миллион лет – гитаристы, естественно, пошли бы на масштаб по порядку. Когда вы начинаете соединять все точки, это звучит почти как Рэй Чарльз, поэтому я бы сказал, что знание ваших интервалов невероятно важно".

Читайте также:  Divinity: Original Sin 2 — гайд по классам (жрец, заклинатель и боец)