6 вещей, которые надо знать про VR

Когда обыватель слышит о VR, он сразу вспоминает об играх или об аттракционах. Но технология проникает и в более серьезные сферы человеческой деятельности. Оставим в покое геймеров, поговорим, как используют VR в медицине.

Ты помнишь, как все начиналось?

Я не буду писать про VR девяностых годов прошлого века — это хоть и занятная тема, но с сегодняшним днем она мало связана. Нам надо знать только то, что первый подход индустрии к этой теме принес настолько кошмарные результаты, что еще много лет никто даже не пытался делать что-то подобное.

Виртуальную реальность в ее современном виде стоит связывать с запуском сбора денег на производство шлема Oculus Rift летом 2012 года и анонсом Google Cardboard весной 2014 года.

Cardboard — это картонная коробка с двумя линзами, куда вставляется телефон, на экран которого специальное приложение выводит стереокартинку.

Ты помнишь, как все начиналось?

Первая версия Google Cardboard, представленная в 2014 году

Качество 3D-изображения в очках, подобных Google Cardboard, определялось разрешением дисплея телефона (в Google рекомендовали модели с экраном от 1080p), а трекинг поворотов головы возлагался на телефонный гироскоп. То есть запустил приложение на телефоне, вставил его в «картонку» — и ты уже в VR: видишь 3D и можешь в этом новом дивном мире крутить головой по сторонам.

Круто? Круто, учитывая, что телефоны с гироскопом есть у многих, а саму картонку можно было или купить за пару баксов на «Алиэкспрессе», или и вовсе вырезать и сложить самому, найдя пару подходящих линз. В Google об этом тоже знали и даже публиковали у себя на сайте чертежи модели в стиле «Сделай сам».

Читайте также:  Не работает Play Market: 100% решение проблемы

Тогда народ посмеялся и забыл. А вот в Samsung, посмотрев на «Карборд», решили выпустить свои очки Gear VR (на сегодня их производство остановлено). Предназначены они были для некоторых моделей самсунговских смартфонов, по большей части флагманов. То есть своего экрана в шлеме не было.

При этом у Gear VR был уже пластиковый корпус и какая-никакая встроенная электроника вроде трехосевого гироскопа. С очками шел пульт, который предлагалось использовать для навигации в виртуальной реальности. Но стоили эти шлемы на старте продаж немало: я помню суммы в 20 тысяч рублей. И это за пластиковую коробку с гироскопом и пульт! На дворе тогда был конец 2014 года.

Очки виртуальной реальности Samsung Gear VR

Ты помнишь, как все начиналось?

По-настоящему рынок современной VR начал формироваться в 2016 году, когда компания Valve в сотрудничестве с HTC выпустила шлем Vive, а в Oculus (уже под эгидой Facebook) показали первую консюмеристскую модель — CV1. Отсюда рукой подать до современного расклада на рынке — о нем мы и поговорим.

В поле зрения нет «убойных» приложений

Чего не хватает PlayStation VR (Oculus Rift и HTC Vive, впрочем, тоже), так это какого-то «убойного» приложения, которое в той или иной мере заставило бы геймеров купить себе PlayStation VR. Где Half-Life 3 для VR, где GTA VR, где Skyrim VR? Где остался «Ведьмак», Red Dead Redemption или хотя бы анонс чего-то подобного для виртуальной реальности? Ведь мы все правильно понимаем: тот, кто первым предложит такое «убойное» приложение, выиграет гонку за господство в VR. Точка.

В поле зрения нет «убойных» приложений
В поле зрения нет «убойных» приложений

Как только Valve выпустит Half-Life 3 для HTC Vive, Oculus может идти «закапываться». Тот факт, что подобного предложения до сих пор нет ни для PlayStation VR, ни для Oculus Rift, ни для HTC Vive, трудно осмыслить. Впрочем, если бы преобразование игр в версии для виртуальной реальности были бы такими легкими, производители наверняка приложили бы усилия, чтобы их осуществить.

В поле зрения нет «убойных» приложений
В поле зрения нет «убойных» приложений

Смогу ли я обойтись без шлема VR?

Для входа в виртуальную реальность нужно две разные картинки, каждая из которых будет доступна только одному глазу — иначе мозг не обмануть. Поэтому даже значительное сокращение большого расстояния до монитора не позволит достигнуть необходимого эффекта.

Читайте также:  Как перезагрузить телевизор самсунг смарт

Плюс устройство должно реагировать на повороты головы пользователя, которые контролируются акселерометром и гироскопом. И для получения положительного результата монитор в теории пришлось бы как-то надеть на голову — фантастика.

Смогу ли я обойтись без шлема VR?

Многие путают трехмерное изображение на экране телевизора и виртуальную реальность. Если не вникать в нюансы, в данном случае используются абсолютно непохожие технологии, которые предполагают разную степень погружения. В последнем случае мозг фактически перестает различать действительность и искусственно созданный мир.

Заключение

Исследование востребованности технологий виртуальной реальности (VR) в российской экономике, в ходе которого были опрошены руководители и специалисты более 200 компаний из всех ключевых отраслей экономики, показало, что российские компании хорошо осведомлены о виртуальной реальности. 65% опрошенных знали о возможности применения VR и AR на предприятиях, а 24% планируют или уже внедрили технологии виртуальной реальности.

Подобная поддержка со стороны бизнеса позволяет предполагать, что в этот раз виртуальная реальность сможет совершить прорыв — в первую волну популярности VR технология все же рассматривалась преимущественно как детище индустрии развлечений.

Похоже, что технологии достигли уровня, необходимого для создания реалистичных виртуальных миров. В таком случае успех VR будет зависеть от того, удастся ли сделать технологию доступной и привлекательной для массового пользователя.

На случай потенциальной VR-революции рекомендуем ознакомиться с представленными ниже дополнительными материалами.

к оглавлению ↑

Восстановление воспоминаний после потери памяти

Только в США зафиксировано 5 млн случаев болезни Альцгеймера. Потеря памяти у пациента сказывается на нем и его близких.

На данный момент не установлены механизмы формирования долгосрочных воспоминаний, а лечить людей как-то надо. Пока нейробиологи разбираются с предпосылками Альцгеймера, VR приложения помогают восстановить память.

В кору головного мозга вживляют импланты. Человека вводят в виртуальную реальность и воздействуют на него слабыми электрическими импульсами.